Регистрация на сайте
Вход на сайт

Адрес вашей электронной почты:

Пароль

Повторите ваш пароль

Выберите свою лигу

Логин:

Пароль

журнал для школьников и их родителей

В помощь школьнику - журнал для школьников и их родителей

Помоги мне понимать математику

Как мы уже говорили, трудный марафон по обучению школьника математике уже начался. И мы начнем с формирования способности к математике с формирования формализованного восприятия и обобщения. Для понимания математики крайне нужна способность мыслить абстрактно и плоско, помнить математические алгоритмы и методы решения задач.

Математика является трудным предметом для так называемых гуманитариев, которые в большинстве своем мыслят образами и развернутыми категориями. Но, используя потенциальные возможности школьников, можно преодолеть эти трудности.

Первой и основной трудностью выделяют неспособность школьника понимать задачу целиком. Фрагментарное представление задачи упрощает процесс. При этом изначально надо сформировать навыки анализа и синтеза. Именно это позволит школьнику связать части в единое целое и выбрать правильный ход мышления.

Фрагментарность мышления приводит к таким ошибкам, когда в задачах, требующих двух действий, ученик выполняет только первое действие и принимает полученный результат за ответ. Например в задаче: «мама пошла в магазин и купила 2 кг. 400 гр. Картошки за 15 руб. кг. Сколько она получит сдачи со 100 руб.» ученик решает ее так: 2,4 х 15 = 36. Ответ 36 руб.

В результате слабой активности восприятия школьники не узнают куб в наклонном состоянии или трапецию в окружающей обстановке. У них вызывают трудности поиск числовых данных, если они записаны словами. Они не понимают вопрос, если он стоит в начале задачи. Они также могут путать цифры при чтении и записи под диктовку. Из-за нарушения зрительных восприятий такие школьники с трудом ориентируются в пространственном мире и могут располагать слова и цифры не в строчку, а по диагонали.

В обычном школьном учебном процессе учителя, замечая данные проявления часто начинают ругать школьников и при одноклассниках позорить. К чему это приводит? К тому, что школьник замыкается в своей проблеме и добровольно вешает на себя ярлык «я ничего не понимаю».

Первым тренировочным упражнением является обучение к обобщению. Например, из разнообразных геометрических фигур предлагается выбрать однородные. При этом ошибочным будет считаться, если ученик вместе с квадратами будет выбирать прямоугольники или трапеции.

Такое упражнение необходимо выполнять часто, потому что приобретенные знания сохраняются неполно и недолго.

Второе тренировочное упражнение направлено на преодоление отрыва математической терминологии от конкретных представлений. Например, необходимо наглядное представление мер длины и фигур данной длины. Нужно наглядное отличие километра от килограмма.

Третье тренировочное упражнение направлено на преодоление инертности мышления. Часто в школе осваивают сложение и затем решают задачи только на сложение. Это приводит к тому, что задачи на вычитание становятся не решаемыми в восприятии школьника. Поэтому рекомендуется смешивать задачи, использующие сложение, вычитание, умножение и деление, скорость и денежные единицы.

Можно решать задачи типа сколько буде 2 руб. + 20 коп.; 3 часа +20 мин. или 3 м. +34 см.

Эти упражнения тренируют навык предварительного анализа.

Четвертое тренировочное упражнение направлено на преодоление проблем анализа. Найдите сходства различных предметов, задач, отношений.

Пятое тренировочное задание направлено на развитие способности обобщения. Отсутствие этой способности приводит к тому, что школьник заучивает правила без их понимания. Для этого можно поиграть во взаимо-обратные пары: горячо-холодно, плохо-хорошо, высоко-низко и т.д.

И в качестве шестого упражнения можно порекомендовать воспитание критического отношения. Часто при отсутствии критического взгляда школьники сомневаются в своих действиях, не решают задачи до тех пор, пока не получат одобрения от учителя.

Все эти упражнения следует проделывать на каждом уроке математики, вплетая в них элементы новых знаний, и тогда можно заложить основу формирования способности к математике и преодолеть элементарный страх перед математикой у школьников.

  • Михаил says:

    Интересная статья! подробный материал. Спасибо автору постарался! часто захожу на Ваш сайт. Много полезностей!

    [Ответить]

  • Валентина says:

    Замечательные советы. Но часто ли их применяют на уроках математики?

    [Ответить]

  • Наталья Кочеткова says:

    Есть теория укрупнения знаний Эрдниева. Именно одновременное решение на сложение и вычитание, умножение и деление помогает с первых уроков сформировать навык выбора. Так что абсолютно согласна с автором.

    [Ответить]

  • Ольга says:

    А мне близки именно точные науки, у меня с математикой не было проблем. И старший в меня пошел. А вот для младшего Ваши советы очень пригодятся. Спасибо!

    [Ответить]

  • Vlad aus Engelsstadt says:

    )Есть теория укрупнения знаний Эрдниева…(
    Мне в связи с вашим замечанием вспомнилось как моих ровесников и меня учили в начальной школе (1951-1955 гг). Тогда, я думаю «авторитетов» от педагогики было меньше, чем ныне. Не думаю, что моя учительница могла слышать о вашем Эрдниеве. Тем не менее у нее было неукоснительным правилом для каждого и всех: выполнил сложение обязательно проверь его вычитанием. Точно так же следовало поступать и при выполнении других действий. Кроме того значительное внимание уделялось решению текстовых задач на работу, движение, на части и прочее. Эта работа была направлена на формирование умений читать и вчитываться в текст. Арифметическое решение задач способствовало интенсивному развитию интеллекта учеников. Не у всех все хорошо получалось, только потому, что не все ученики добросовестно относились к своим обязанностям. И это не смотря на то, что каждый день учительница проверяла тетради.

    Когда в педагогике как науке развелись шарлатаны с учеными степенями она то и не выдержала. В этом большая заслуга Бабанских, Шаталовых, Эрдниевых и чинуш министерских и на местах — Фамусовых нашего времени, превративших обучение в чуму. Я имею в виду знаменитое Фамусовское: «Ученье, вот чума!»
    Дошла очередь и до высшей школы, рухнула и она…
    А вы Эрдниев, Эрдниев…

    [Ответить]

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*